Загрузка...
Зачем нужен редактор
Добавлено: 03.09.2012 Автор: prondo.ru

Итак, редактор – это человек, который готовит текст писателя к публикации. Он исправляет материал так, как считает нужным, и его мнение может не совпадать с мнением автора. Таким образом, редактор является последней преградой между писателем и читателем, автоматически становясь воплощением зла в глазах чувствительной творческой души. Но, несмотря на это, авторы даже не пытаются избавиться от редакторского засилья. Максимум, на что они способны, это лишь уменьшить причиняемый ими вред. Вот и ведут творцы бесконечную битву с редакторами, которая длится уже не один век. Каких только методов борьбы ни придумывали! Литературоведческая подготовка, имитация доработки, лингвистическая казуистика, научные возражения. Не хватает лишь одной рекомендации:  послать редактора-трудягу ко всем чертям. Ибо нельзя! Ни вы сами, ни друзья и семья не смогут объективно оценить вашего произведения, а редакторская правка далеко не всегда бывает бессмысленной! Смиритесь с этим.


Что же представляет собой редактура? Это совместная работа редактора и автора над текстом для улучшения его содержания и формы. Это важное звено издательского процесса готовит рукопись к полиграфическому воспроизведению и выпуску в свет. Разумеется, это творческий процесс, зависящий от типа издания, а также умения редактора находить новые подходы, идеи и решения. Эта работа необходима, потому что редактор, трудясь над вашими черновиками, оценивает достоверность приведённых фактов, обоснованность мысли писателя, аргументированность выводов, точность формулировок, структуру и последовательность изложения повествования. Начинающим авторам редактор просто необходим, потому что  они склонны совершать грубейшие ошибки.


Не путайте редактуру с корректурой. Корректор - это специалист, который исправляет орфографические и пунктуационные ошибки, смотрит, не стоит ли дефис вместо тире и наоборот, вставляет недостающие пробелы, удаляет лишние. То есть, следит над правильностью оформления текста и исправляет ошибки. Что же касается смысла и содержания текста, это уже не его работа. Это как раз таки головная боль редактора. То есть, специалиста, который помогает автору расставить акценты, ликвидировать недостатки, более чётко передать главную мысль.


Можно описать несколько типов редакторов:


1. Графоман.
Как правило, это несостоявшийся писатель, способный искалечить хорошее произведение. Они могут переписать почти всю рукопись, вставляя туда собственные мысли. Их идиотизм неразрывно связан с безграмотностью. Берегитесь редакторов-графоманов!


2. Профессионал.
Эти люди умеют писать сами, и к правке рукописей подходят добросовестно. И, главное, в отличие от предыдущего типа, они не отправят в печать произведения, не познакомив автора со своими правками. Он владеет словом и не позволит себе до неприличия менять авторский текст, оставляя там частичку собственного стиля. С такими редакторами работать можно, однако будьте готовы выдержать множество споров.


3. Талант.
Такой редактор может сделать конфетку даже из самой чудовищной вещи. А начинающий писатель при этом расслабляется и валяет, как получится. Но действительно стоящей рукописи этот мастер может принести гораздо больший вред, нежели редактор-графоман. Талантливый редактор выпускает в свет доведённые до ума полуфабрикаты, приводя в литературу амбициозных беллетристов.


4. Хороший редактор.
Работать с ним проще всего. Он не будет требовать доработки или переделки текста. Если его не устраивает написанное, либо же число отказов автора исправить очевидные ошибки велико, он отказывается от работы с писателем. Такой редактор умеет при минимальной трате нервов быстро сдать рукопись в печать.


Самиздатовские авторы часто ограничиваются собственной редактурой. В конце концов, никто лучше них самих не может владеть материалом. Убеждение, что посторонний человек может улучшить рукопись, кажется им нелепым. Такая позиция имеет право на жизнь только в случае, если у писателя редактор живёт в голове. И всё же, при желании издавать книги для широкого круга читателей, не пренебрегайте уровнем профессионального редактирования.
Если вы пишете юмористическое произведение – ищите редактора, также не лишённого чувства юмора. Следите, чтобы он неуклюжим выражением не испортил написанного. Этот жанр требует повышенного внимания к авторскому стилю, диалогам и ритму  текста.


После написания романа,  работа с редактором – следующий важный шаг. Авторы, как правило, живут своим произведением, испытывая тёплые чувства к каждому написанному слову. Они не могут сократить материал, даже если чувствуют такую необходимость. Независимый редактор же относится к работе по-другому. Он обращает внимание как на каждый абзац, так и на работу в целом. Он видит недостатки и убирает их.
Для биографии и автобиографии редактура необходима. Их стиль не стоит делать сухим и скучным, а факты должны быть проверенными. Эти жанры призваны ярко выражать душу и уникальность писателя. Обязанность редактора – тонко почувствовать эмоциональный и психологический мир автора, который должен быть понятным и для читателей.
Редактирование нон-фикшна подразумевает знание специфической отрасли и правильное использование соответствующего жаргона. Итоговый текст должен быть таким, чтобы читателям он не казался трудным, и в то же время был лишён сжатых, сухих предложений и жаргонизмов. Стремление казаться умным – беда многих начинающих писателей. Редактор же должен помочь добиться ясного, доступного и очень хорошо написанного текста.
Перед тем, как обратиться за помощью к профессиональному редактору, вам следует разобраться с некоторыми пунктами:
Тип произведения. Для чего вы пишете книгу? Для детей, взрослых, учёных, домохозяек? Ваш редактор должен чётко понимать назначение вашей рукописи.
Длина произведения. Является ли для вас важным именно такой объём рукописи, определённое число слов?
Тип редактирования. Редакторы предлагают разные виды своих услуг, начиная от простой корректуры и заканчивая всесторонним разбором текста. Определитесь, какую работу вы хотели бы получить.


Важно понимать, что редактор – это человек. Он может счесть за опечатку ваш литературный ход, или же исправить любое слово на более, на его взгляд, подходящее. В лучшем случае ваше сотрудничество с редактором будет представлять собой работу двух авторов, которые вместе доведут работу до идеала.
Когда, после написания текста, вы начинаете анализировать рынок редакторов, результаты удивляют, не так ли? Это нормально. Профессиональное редактирование не отличается от прочих профессиональных услуг, следовательно, оно не должно быть дешёвым. Высокие ценовые запросы редакторов соответствуют их уровню работы, количеству потраченного на вас времени и степени усилия, приложенного к редактированию вашего произведения. Многие думают, что в редакторской работе нет ничего сложного – всего-то немного чтения и исправление опечаток. Если так - то почему бы не прибегнуть к помощи программ редактирования? Есть Word с его встроенной грамматикой, есть функции проверки орфографии. И всё же разумные писатели не спешат полагаться на автоматические мозги, потому что компьютерные программы лишь определяют, правильно ли написаны слова по буквам, соблюдены ли правила орфографии, пунктуации и грамматики. Живой же человек отличается возможностью всестороннего редактирования. Читая вашу рукопись, он делает паузы, вдумываясь в каждую фразу. Осуществляет корректорскую правку. Думает, как исправить несуразные предложения. Заменяет слова, которые способны более чётко выразить то, что хотел сказать автор. И при этом он стремится сохранить уникальный стиль писателя. Конечно, на это уходит масса времени, и такой трудоёмкий процесс не может стоить копейки. Если же ваш бюджет ограничен, попробуйте договориться с редактором о способах сократить затраты при сохранении глубины редактировании рукописи. Но помните, что редактор, тонко понимающий содержание вашей будущей книги и поток авторской мысли, будет способствовать успеху вашего проекта. А это, разумеется, дорогого стоит.