Загрузка...
Особенности рассказа
Добавлено: 01.12.2012 Автор: prondo

особенности рассказаЕсть много споров на тему того, что такое рассказ. Понятно, что не роман, не стихотворение, не драма. Но столько на эту тему путаных терминологий! Не будем в них углубляться. Давайте считать, что рассказ, short story и новелла – это практически одно и то же. Так, отбросив всё лишнее, приходим к выводу, что рассказ – это короткий текст, написанный в прозе. Издательство Prondo занимается изданием книг.

    Относительно грамотного написания рассказа существует правило шести единств. Они не всегда соблюдаются в этом жанре, но обязательно характеризуют именно рассказ.


Итак,
единство времени.
В рассказе довольно ограничено время действия. Редко встретишь произведение, в котором описывается целая жизнь персонажа.


Единство действия.
В рассказе развивается только одно действие. Один конфликт.


Событийное единство.
Обычно в рассказе описывается одно-единственное событие, максимум – два. Повествование представляет собой короткую цепь сменяющих друг друга ситуаций, где одно или два события являются ключевыми.


Единство места.
Количество мест, где происходит действие рассказа, строго ограничено. Чаще всего, это два или три места, остальные могут лишь упоминаться.


Единство персонажа.
В рассказе может существовать только один главный герой. Иногда – два. И уж совсем редко – несколько. Количество второстепенных героев не ограничено, но каждый из них выполняет определённую функцию, создаёт фон.


Единство центра.
Центральный знак  в рассказе должен обуславливать смысл истории. Не важно, будет ли центром главный герой или кульминационное событие. Так, центром рассказа "Веверлейское столпотворение" (Г. Злотин) является строительство башни. Главного персонажа в повествовании нет, история строится на цепочке событий, нанизанных на один каркас.


Сюжет рассказа "Три мертвых бога" Шимуна Врочека  довольно сложный, но главными являются всего два события, которые описываются в начале и в конце повествования.
То же самое и в рассказе "Мы сидим на лавочке" Ирины Дедюховой. История замкнута между двумя повторяющимися событиями, случившимися у двух героинь. Их жизнь описана довольно подробно, но основообразующими являются только два события.
Какой вывод можно сделать из правил о единствах? Нужно экономно и целесообразно использовать события, действия и персонажей. Детализация, перенасыщение текста подробностями – враги грамотного рассказа. Этим часто грешат начинающие писатели. Они относятся к тексту очень добросовестно и стараются в каждом своём творении высказаться максимально. В итоге, из каждого такого рассказа можно вытянуть ещё несколько персонажей и сцен, которых хватило бы на десяток новых произведений.


Писатели-фантазёры обожают описательные напевы. Скажем, за главным персонажем гонится тигр, а автор успевает отвлекаться на красоту рассвета, красные облака и помутневшие звёзды. Остановить погоню, чтобы полюбоваться природой, - это непрофессионально.
    Всё, что описывается в тексте, должно раскрывать тему, работать на смысл произведения. Мотивы, которые уводят в сторону от повествования, лучше сразу выкинуть. Использовать нужно только такие образы, которые описывают ситуацию без избыточной детализации.


    Нужно сказать, что иногда нарушение традиций правильного текста – это художественный приём. Например, в романе "В поисках утраченного времени" (М. Пруст) очень много описаний и рассуждений. Персонаж почти ничего не совершает, и в этом заключается вся соль произведения. Всё потому, что бездействие главного героя  - это своеобразная литературная медитация, интроспекция. Но всё же хоть что-то персонаж всё же обязан сделать, иначе рассказ можно смело именовать миниатюрой, зарисовкой или стихотворением в прозе.


Характерная особенность рассказа - существенная концовка. Она должна быть неожиданной, лучше – парадоксальной. Это вам не роман, который может продолжаться вечно и финал которого чаще всего предсказуем. Концовка должна заставить читателя переосмыслить ваш текст, изменить смысл изложенного, вызвать некую эмоциональную пульсацию.